- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государственная стратегия в национальных отношенияхпроблемы формирования и реализации в РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008329 |
Тема: | Государственная стратегия в национальных отношенияхпроблемы формирования и реализации в РФ |
Содержание
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Факультет гуманитарных и социальных наук Кафедра государственного и муниципального управления Утверждаю: И.о. заведующего кафедрой государственного и муниципального управления проф. В.А. Цвык _____________ КУРСОВАЯ РАБОТА на тему « Государственная стратегия в национальных отношениях:проблемы формирования и реализации в РФ » По дисциплине «Здесь пишите дисциплину, по которой выполнена курсовая работа» Выполнил: Студент группы ГУБ-21 (2курса) Студенческий билет № 1032160137 Клочкова Арина Юрьевна Руководитель: ст. преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н. Г.А. Куликовская Москва 2017 Государственная стратегия в национальных отношениях:проблемы формирования и реализации в РФ Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования национальных отношений 1.1 Содержание, цели, задачи, субъект, объект ипринципы национальной политики 1.2 Виды национальной политики Глава 2. Стратегия управление национальными процессами 2.1 Модели государственного устройства многонациональных государств 2.2 Методы, средства регулирования национальных отношений 2.3 Право наций на самоопределение Заключение Список использованной литературы Введение Государственная национальная политика является неотъемлемой составляющей реализуемых правительством мер по реформированию социально-экономических и политических отношений в Российской Федерации, поскольку она нацелена на создание проживающим в России народам оптимальных условий для полноценного экономического, политического, правового, национально-культурного развития. Ключевой задачей государства при формировании национальной политики является разработка эффективных механизмов ее реализации. Очевидно, что достижение поставленных целей будет напрямую зависеть от продуманности и результативности конкретных мер по осуществлению национальной политики. В этой связи вопрос о выявлении, изучении и совершенствовании механизмов реализации национальной политики представляется весьма актуальным. В соответствии с этим государственная политика должна затрагивать различные направления, этапы жизни своего народа. Национальная политика государства определяет общероссийские направления поддержания, развития совершенствования жизнеобеспечения граждан Российской Федерации. Благодаря устойчивым направлениям национальной государственной политики решаются проблемы, возникшие в результате распада СССР. Объектом исследования в данной работе является национальная политика государства, как важнейшего элемента регулирования межэтнических отношений, способа развития этнических групп и реализации их интересов. Предметом исследования является наиболее общие закономерности развития и функционирования этнополитики, ее моделей, и принципов ее реализации, в частности. Методологическую основу исследования составили: системный анализ, формально-юридический метод, обобщение, историзм. Теоретической базой исследования выступали научные статьи, диссертации, доклады ученых, книги и др., авторами которых являлись как представители отечественной науки, такие как В. А. Тишков, В. С. Нерсесянц, Л. М. Дробижева, Савченко И.В., Савченко В.И., так и зарубежные мыслители, например, Ч. Кукатас. Целью нашего реферата является выявление приоритетных направлений национальной государственной политики современной России. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: 1) дать определение понятию «государственная политика»; 2) определение сущности государственной политики; 3) выявление принципов государственной политики; 4) анализ основных направлений национальной политики России; 5) определение способов реализации эффективной национальной политики. Значение исследования данной темы заключается в том, что проведя анализ, мы можем сделать соответствующие выводы, определить пути решения возникших проблем, и в дальнейшем их применить на практике. На основании проведенного исследования мы можем внести свои предложения по совершенствованию формирования национальной государственной политики. Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования национальных отношений 1.1 Содержание, цели, задачи, субъект, объект и принципы национальной политики Политика в общем смысле означает сознательную деятельность в сфере отношений между государством и обществом по поводу распределения властных полномочий с целью достижения определенных целей и решения социально-политических задач. Основным инструментом выступает государство, хотя не меньшую роль играет гражданское общество и рыночные механизмы. Государственная политика - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти, с привлечением институтов гражданского общества. Она является средством, позволяющим государству достичь определённых целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении [6,c.64]. Следовательно, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя следующие элементы: • определение целей и приоритетов развития общества; • разработку и планирование политической стратегии; • анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам; • обсуждение и консультирование; • выбор и принятие государственных решений; • мониторинг и оценка выполнения. Это отражает ее сложный социальный характер, а самое главное то, что она связана с регулированием и управлением различных общественных отношений. Государственная политика – это целая система научных концепций, теорий, понятий и методик, позволяющих провести анализ происходящих процессов и явлений, понять причины этих общественных явлений, предсказать возможные сценарии развития событий в будущем на основе обобщения и сделанных научных выводов, выработать стратегию развития общества по решению актуальных проблем и предложить рабочую программу действий. С учетом российских традиций обычно используют термин «государственная политика», делая тем самым акцент на субъекте деятельности, то есть на государстве, которое выступает главным инициатором, разработчиком и исполнителем политики в различных областях жизнедеятельности человека. В то же время политика имеет общественный характер, так как она, как правило, направлена на удовлетворение общественных потребностей. Кроме того, в ее разработке принимают участие различные институты гражданского общества и индивиды, а ее основным объектом воздействия являются общественные отношения и интересы [9, c.81]. Одновременно политика является публичной по своей форме, что связано в первую очередь с открытостью и гласностью при ее проведении, активном привлечении граждан и общественных организаций. Как правило, под публичной политикой понимают политические процессы и явления, имеющие отношения к деятельности различных политических сил, партий и общественных организаций, и связанные с их участием в выборах, отстаивании своих интересов, работа в парламенте. При концептуальном подходе термин политика имеет два смысла. Во-первых, политика означает действия по завоеванию и удержанию власти и связана с тактикой политических действий, планированием политических кампаний, выборными технологиями и политической борьбой. Во-вторых, под политикой понимают также разработку политической стратегии по отношению ко всему обществу или отдельным отраслям, территориям, которая направлена на изменение в социально-экономических системах. Таким образом, при использовании данного понятия все зависит от того, какой стороне политики уделяется основное внимание, и какими критериями пользуются. Многое зависит от политических традиций и особенностей формирования научных школ и теоретических подходах к изучению государства и общества. Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации» [2,c.141]. После распада СССР начался новый этап в развитии нашего государства на основе традиций российской государственности, принципов федерализма и гражданского общества. Для нашей многонациональной страны значима продуманная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления: - развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства; - развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян; - обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств; - достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; - поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией. Основные принципы национальной политики в России • Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям. • Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. • Сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. • Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. • Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. • Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения. • Содействие развитию национальных культур и языков народов России. • Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов. • Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды. • Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права [8,c.163]. 1.2 Виды национальной политики Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства и обеспечивает реализацию интересов всей нации. Внутренняя политика государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычно называется этнической политикой, или политикой в отношении этнических меньшинств. Национальная политика — это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализации. Национальную политику различают по следующим основаниям: цель, содержание, направленности, формам и методам осуществления, результатам. По цели различают следующие виды национальной политики [4,c.201]: - национальная консолидация - процесс интенсивного сближения различных этносов, в результате которого они сливаются, утрачивая свою этническую обособленность, самосознание былой этнической принадлежности; - межэтническая интеграция - заключается в экономическом, социальном и др. взаимодействии уже сложившихся этносов, что ведёт к постепенному сближению и слиянию этносов в сфере культуры и по др. этническим параметрам; - сближение; - слияние. Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального и инонационального влияния. По содержанию национальную политику можно разделить на: - гуманистическую - заключается в том, чтобы максимально согласовывать интересы разных народов, реализовывать их с позиций уважения каждого народа, каждого человека, иначе ее можно назвать демократической; - интернационалистическую - заключается в сотрудничестве различных народов для достижения различных целей; - националистическая - такая политика по своему содержанию направлена на установление национальной исключительности, обеспечение господствующего положения своей наций, без учета интересов других народов; - великодержавно-шовинистическая - применимо к российской истории есть признание господствующего положения русского народа и власти по отношению к остальным народам России; - антигуманная. По направлению выделяют национальную политику демократическую, миротворческую, созидательную, прогрессивную и тоталитарную, воинственную, разрушительную, реакционную. По формам и методам осуществления национальная политика характеризуется ненасилием, толерантностью, уважительным отношением, но наряду с этим национальная политика может осуществляться в форме господства, подавления, репрессий. По результатам национальной политика различают, с одной стороны, согласием, единением, сотрудничеством, дружбой, а с другой - характеризуются напряженностью, конфротационностью, конфликтностью. Из такого большого разнообразия стоит заключить, что национальная политика, будь то националистическая или интернационалистическая, определяется не только государством, но и современным национальным положением дел, требованиями общества [7,c.62]. Всякая национальная политика содержит в себе идею, которая сложилась на протяжении многих лет, т.е. исторически, или принесена извне и была принята обществом, как отвечающая интересам существующих этнических групп. Это видно на примере истории России, так в имперскую эпоху национальная политика заключалась в подчинении национальных окраин центру, ее также называли великодержавно-шовинистической, но это сложилось на протяжении многих лет. Но с приходом большевиков национальная политика вобрала в себя новую идею - интернационализма, которая развивалась не в ручье российской истории и была принесена извне. Глава 2. Стратегия управление национальными процессами 2.1 Модели государственного устройства многонациональных государств Характер и направленность национальной политики зависит от ряда факторов. Основное воздействие на нее оказывают особенности государства как политико-социального института. Государство определяет стратегию и тактику развития данной области. Кроме того, оно является высшей формой правового, организационно-управленческого и духовно-идеологического оформления наций и этносов. Государство характеризуют ряд признаков: - во-первых, оно представляет одну из всеобъемлющих форм организации этносов и общества. Ни один политико-социальный институт не обладает признаками универсальности и всеобщности, присущими государству; - во-вторых, данному институту свойственен государственный суверенитет, который обеспечивает верховенство и полновластие государства внутри его границ и независимость на международной арене; - в-третьих, государство характеризуется наличием особой политико-властной системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государства (парламент, правительство, армия, милиция и т.п.). Государственный механизм обладает властными и принудительными полномочиями, имеет легализованное право на использование насилия в целях и рамках предусмотренных законодательной системой; - в-четвертых, государство обладает монополией на издание нормативно-правовых актов (указов, распоряжений, постановлений, законов и т.д.) и обеспечивает наблюдение и контроль за их исполнением; - в-пятых, государство характеризуется наличием определенной территории [11,c.104]. около Каждый из вышеотмеченных признаков оказывает существенное воздействие на национальную политику. Например, уровень легитимности власти, степень доверия народа, проживающего в стране, органам государственного управления, система территориально-государственного управления могут способствовать формированию демократической или, наоборот тоталитарно-авторитарной системы национальной политики. Наиболее интенсивное воздействие принципов формирования органов государственной власти, территориальной организации государства, особенностей нормативно-правовой системы наблюдается в полиэтнических государствах, каковыми являются большинство стран мира. Сегодня выделяют 2 конкурирующие модели и политические стратегии, учитывающие национальный фактор в вопросах построения государства: 1. Модель национального государства. В ее основе лежит субъективный фактор – национальный состав государства. Территория подобного государства построена по следующему принципу: одноименные народы сосредоточены в одной национально-территориальной единице, они не могут быть разделены по различным территориям искусственно, вопреки их желаниям. Нормативно-правовая и политико-властная система в подобных странах также базируется на национальном факторе. Как правило, попасть во власть в таком государстве имеет шанс лишь тот, кто рожден членом определенной этнической группы, в отношении представителей иных национальностей действует негативный образ «чужака». Примером огосударствления этничности являлся ныне распавшийся Советский Союз, точнее все его республики. К сожалению, попытка выравнивания политических прав народов разных национальностей за счет выделения им собственных национально-территориальных образования потерпела в нем фиаско. При видимости заботы о национальном благополучии правительство Советского Союза перемешало различные народы, превратило их в новую социальную общность – советский народ. Так как, оказавшись за пределами своего национально-этнического образования, индивиды теряли свою этническую идентичность, забывали обычаи и язык. И хотя формально, по паспорту, каждый советский гражданин имел национальную идентичность, он фактически интернализировался. Вообще следует отметить, что этнотерриториальный характер построения государства чреват этническими конфликтами и «этновыдавливанием», так как он жестко связывает нацию с землей. А при смешении этносов на любой территории неизбежно возникает ранжирование народов, деление их на «хозяев» и «гостей». «Хозяин» – это тот народ, чьим именем названа территория, «гости» – все остальные. А поскольку гости живут бок о бок с хозяевами, поскольку все границы между ними более или менее условны, – острые распри между народами внутри таких национально-территориальных образований неотвратимы [10,c.231]. Данные обстоятельства сыграли решающую роль в разрушении Советского Союза, Социалистической федеративной республики Югославии, Чешской социалистической республики и др. национальных государствах. Вместе с тем, нельзя забывать и о положительных сторонах национальной модели построения государства. Национально-государственный признак позволяет учитывать культурные, этнические и исторические особенности региона и этнических групп населяющих его. Однако в современных условиях многонациональности в чистом виде данную модель трудно реализовать. Невозможно обеспечить абсолютное равноправие всех этнических групп. 2. Модель демократического государства. Ее сторонники (Г. Попов, Ю. Красин, В. Тишков и др.), акцентируя внимание на негативных аспектах национальной модели государственного устройства (этнократизации элит, этновыдавливании и т.д.), полагают, что в странах с подобной системой достаточно сложно достичь подлинной демократии, полиэтнические государства должны избрать для себя путь демократического устройства, не отождествляемый с фактором национальной принадлежности. Основу демократического государства составляет принцип приоритета прав человека. Нация в нем понимается, как совокупность индивидуальных выборов жить в определенном сообществе. Деление государства осуществляется по административно-территориальному принципу. Оно не является искусственным, и не опирается на произвольно проведенные на карте линии. Обычно административно-территориальное деление строится с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселения. Во внимание принимаются сложившиеся хозяйственно-экономические связи и исторические традиции, учитываются и административные задачи – интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. Взаимоотношения между властью и народом в подобных странах базируются на объективных факторах: доверие кандидату, политическим партиям, избирательным блокам и т.д. Здесь попасть во власть может исключительно тот, кто представляется людям наилучшим выразителем общегражданских запросов, этничность кандидата не оказывает решающего воздействия на процесс формирования политико-властных институтов. В демократическом государстве власть в какой-то мере становится зависимой от оценок населения, что заставляет ее больше работать на народ, чем на этноклановые или личные интересы. Демократическая модель построения государства позволяет народу почувствовать себя хозяином страны, оценивать работы выбранных ими представителей власти. Плюс ко всему за счет оценок населения начинает работать естественный отбор, позволяющий подниматься по лестнице власти настоящим профессионалам своего дела, людям работоспособным и порядочным, доказавшим это своими делами [15,c.106]. около Следует отметить и то, что демократическая модель государства не исключает учета культурных, исторических, экономических и других особенностей народов, проживающих на его территории. В подобных странах национальные вопросы чаще всего решаются посредством участия представителей различных этнических групп, в том числе и национальных меньшинств в государственном управлении, и за счет создания культурно-национальных автономий. Одним важных принципов демократической модели государства является то, что «национальность не может быть поводом для льгот или каких-либо форм дискриминации». К сожалению, он не всегда соблюдается. 2.2 Методы, средства регулирования национальных отношений Национальная политика заключается в управлении национальными процессами. Это основное средство осуществления национальной политики. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на развитие национальных отношений с целью достижения определенных целей. Стоит начать с того, что отправной точкой в исследовании национальной политики того или иного государства является определение его национально-территориального устройства. История знает три основных формы государственного существования и развития наций и национально-этнических групп: унитарное государство (или просто унитаризм), конфедерацию и федерацию.около Конфедерация - это международно-правовой союз государств, в рамках которого создаются надгосударственные органы. Решения этих органов нуждаются в подтверждении со стороны органов субъектов конфедерации. Конфедерация неустойчива. Она либо распадается, когда достигаются цели союза или же выясняется неэффективность союза для достижения поставленных целей, либо превращается в федеративное государство . Следовательно, в конечном счете, приходится рассматривать национальную политику государства как суверенного федеративного или унітарного[14,c.160]. Унитарное государство. Унитаризм - единое, слитное, простое государство, все части которого или большинство их не имеют статуса государственных образований. Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти; оно делится только на административно-территориальные единицы, не знающие каких-либо признаков суверенитета. Составные части унитарного государства (области, районы и др.) управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена общегосударственным законом без согласования с местными органами и местным населением. Помимо административно-территориальных единиц, управляемых органами центрального подчинения, в унитарном государстве могут быть автономные образования. Автономия может быть территориальной и экстерриториальной. Территориальная автономия устанавливается Конституцией того или иного государства. Такое решение принимается в силу того, что определенная часть населения в силу своих особенностей способна более эффективно решать определенные вопросы социально-экономической и культурной жизни на территории проживания этой части населения. Территориальное автономное образование создается населением, не имеющим этнических отличий, но имеющим особенности хозяйства и культуры, которые вызваны историческими или географическими факторами. Этнотерриториальное автономное образование создается этническим меньшинством на территории его компактного проживання [13,c.130]. Существует также понятие этнокультурной автономии. Эта Автономия имеет экстерриториальный характер. Если этническое меньшинство в стране проживает разрозненно, то государство может гарантировать ему право создавать свои представительные органы на общегосударственном уровне. Эти органы обычно обладают консультативными полномочиями в отношениях с высшими государственными органами и специальной компетенцией, позволяющей защищать интересы представителей этнических меньшинств. Федерация. Это форма децентрализации государственной власти, предполагающая разграничение компетенции между органами власти федерации и субъектов федерации. Субъекты федерации (штаты, земли, республики, области и т. д.) - это составные части федеративного государства, в которых создаются органы законодательной и исполнительной власти (реже -суды), действующие в соответствии с разграничением компетенции между федерацией и ее субъектами. Различаются федерации, построенные по этническому ("национальному") и по территориальному принципам. По этническому принципу: население государства составляют несколько этносов, каждый из которых образует субъект федерации. По территориальному принципу: население -преимущественно этнос или этнически однородная общность - живет на исторически обособившихся территориях. Население каждой такой территории образует субъект федерации. Федерации, построенные по этническому принципу, - это редкое исключение. В эпоху индустриального развития суверенная государственность самоценна для этносов. В существующей федерации одним из методов управления является так называемая «федеральная интервенция». Суть ее в том, что федеральный центр в установленном конституцией или иным законом порядке вмешивается в дела субъекта федерации в случае: нарушения властями последнего федеральной конституции или федеральных законов, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушений прав человека, серьезных беспорядков, возникновения угрозы целостности государства, задержки налоговых и других платежей. Стоит, также заметить, что Конституция РФ не предусматривает таких мер. Мы уже сказали выше, что с наступлением индустриальной эпохи этносы нацелены на свою «суверинизацию», а так как федерация не подразумевает союз суверенных государств, то, следовательно, такой метод является признанным государствами-федерациями. Предоставление государством возможности этническим группам, или этносам, иметь свое самоуправление нашло свое выражение в юридической науке, и именуется как «право народов на внутреннее политическое самоопределение»[18,c.163]. Определившись с ролью национально-территориального деления обратимся к такому понятию как «механизм управления национальными процессами». В сфере национальной политики он играет ключевую роль, так как он имеет назначение осуществления требований законов, является непосредственным регулятором национальных отношений. Структура механизма управления национальными процессами имеет сложную структуру, которая во многом зависит от конкретной сферы их проявления, от конкретного объекта управления. Например, в механизм управления языковой жизнью кроме традиционных структурных компонентов включаются лингвистические учреждения, в механизм управления духовной культурой народов - творческие союзы, в механизм урегулирования межнациональных конфликтов - средства массовой информации, общественные организации, научные институты. В общую структуру механизма входят следующие компоненты: - управляемая система - объект управления (национальные процессы); - управляющая система - субъект управления (государство, политические партии, общественно-политические организации); - принципы, комплекс рычагов, методов, средств, приемов управления, система нормативов деятельности управляющей системы необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами; - управленческий процесс, его стадии, функции, оценка эффективности и др. Таким образом, определяемый сущностью, требованиями объективных законов общественного развития, механизм управления национальными процессами - это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему (национальные отношения) для достижения конкретных целей. С помощью механизма управления обеспечивается последовательность (цикличность) деятельности управляющей системы, ее взаимодействие с управляемой системой. около Другой метод, или средство, национальной политики - это, конечно же, нормотворчество. Законодатель имеет возможность выработать концепцию своей национальной политики и создавать направленные на ее реализацию законы, структуры и т.д. Примером может служить Российская Федерация, а точнее указ Президента «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1]. На основании этого документа органы власти, которые имеют своей функцией управление национальными процессами будут ориентироваться именно на него, так как он определяет общие положения национальной политики и ее цели для государства. Также, результат национальной политики определяет ее научность, а следовательно, правильность, успех национальной политики обеспечивают научно-исследовательские институты, центры, фонды и т. п. Также, стоит рассмотреть методы дискриманационной национальной политики. Одним из способов является сегрегация - политика принудительного отделения одних этнических групп от других, переселения гонимых на специально выделенные территории (резервации, гетто). Другой крайней формой национальной дискриминации, практиковавшейся, в частности, сталинским режимом в 40-е годы, является депортация (изгнание, высылка) целых народов с мест их традиционного проживания. Но особенно одиозное выражение национального вопроса и этнополитики - геноцид (этноцид). Юридический смысл этого понятия заключен в международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», подписанной 9 декабря 1948 года в Париже и ратифицированной всеми странами - членами ООН. Геноцид означает действия, совершаемые с целью полного или частичного уничтожения какой-либо этнической, расовой или религиозной группы[19,c.141]. Из вышесказанного стоит заключить, что методы национальной политики многообразны, полный перечень не представляется возможным представить, т.к. государства сами создают эти способы, опираясь на исторические, этнокультурные, экономические особенности объекта регулирования. 2.3 Право наций на самоопределение Потребность быть признанным в качестве государствообразующей нации особенно усиливается в кризисные времена, как это было после распада Советской Империи, население цепляется за аскриптивные признаки коллективной тождественности, обновляемой задним числом. Такого рода поддержка сулит сомнительную компенсацию социальной незащищенности и обоснованных страхов перед будущим. С другой стороны, национальной независимости можно достичь лишь ценой гражданских войн, новых репрессий или дальнейших проблем, с обратным знаком увековечивающих исходные конфликты.”. Таким образом, право наций на самоопределение вступает сегодня в конфликт фундаментальным принципом международного права – принципом сохранения территориальной целостности государства. Аргументы в пользу права на сецессию чаще всего связывают с правом народов на самоопределение и обоснования права на свободу личности, с необходимостью облегчения принятия решения государствами о вступлении в союз с другими государствами, с государственно-управленческими проблемами, с восстановлением исторической справедливости и с чисто политическими соображениями. В преамбулах конституций многих молодых федеративных государств, возникших во второй половине XX века, была заложена идея о возможности субъектов федерации на самоопределение, вплоть до создания собственного государства. Однако если образованию федерации предшествовало заключение договора, отражающего волю всех ее субъектов, то логично, что роспуск федерации тоже должен произойти по обоюдному согласию. Общеизвестно, что принцип национального самоопределения тесно связан с теорией демократии, суть которой сводится к положению: „Народ, приобретая избирательные права и право участвовать в создании собственной конституции, может осуществлять свое право на национально-территориальную идентичность или вхождение в тот или иной союз, или выход из него.” [15,c.76]. Безусловно, реализация принципа большинства с гарантией прав меньшинства, одобренных большинством, во многом бы облегчил сосуществование различных этносов в многонациональном государстве. По замечанию Ю. Хабермаса, „теория прав отнюдь не запрещает гр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: